Блог

Как настроить экспертное интервью под респондента?

Как извлечь из экспертного интервью максимум? Не пользоваться стандартными шаблонами для интервью, настроить свой проект под тип изучаемого бизнеса и респондента.
Крупная компания с четким разделением обязанностей. В зависимости от темы опроса, вам может потребоваться провести несколько интервью по одной теме внутри компании. Выборка зависит от разделения обязанностей внутри организации. например, чтобы оценить порядок закупки шин для парка машин, возможно, придется поговорить с "завгаром", который закупает шины для всех машин компании, водителем директора, у которого отдельный бюджет и финансовым директором, который одобряет или не одобряет запрашиваемые суммы. В любой организации с четким разделением обязанностей респондент с четкой специализацией будет говорить только в рамках своих рабочих вопросов. Он расскажет о своем мнении, о позиции отделов, с которым соприкасается в работе, а вопросы о компании в целом будут раздражать.
Малый бизнес, микропредприятия. Для таких компаний характерно нечеткое распределение обязанностей, поэтому просто говорить в любом случае с директором - не лучшее решение. Важно выяснить, реальное распределение задач между сотрудниками, кто именно занимается вашим вопросом внутри компании. может оказаться, что вся информация сосредоточена в руках бухгалтера или секретаря, хотя интервью формально не относится к к сфере компетенции этого человека. Зато в микропредприятии один человек занимается широким спектром вопросов, и в одном интервью есть возможность спросить , например, и о финансовых планах, и о рекламной кампании.
Индивидуальный предприниматель. Не стоит воспринимать ИП как однозначно микрокомпанию. ИП может представлять из себя и семейное предприятие, и достаточно формализованную структуру. В случае, если вы столкнулись с семейным бизнесом, совет тот же - не ориентироваться на формального главу, выяснить реальное разделение обязанностей.
Компания с федеральной сетью. Все еще сложнее. При построении выборки вы должны учесть и существующую в организации систему деления на регионы, и количество филиалов, и распределение обязанностей между головным офисом и филиалами. Обычно, если ваша тема касается ежедневных, оперативных задач, наиболее информативными окажутся разговоры на местах. Планы, стратегия, глобальные кампании - в руках головного офиса. однако в практике моих клиентов бывали ситуации, когда какими то вопросами , например, рекламой или IT занималось определенное региональное подразделение, да и степень делегирования задач конечным исполнителям в разных компаниях отличается.
Франчайзинговый бизнес. Франшиза франшизе рознь. Поэтому выяснять подробности придется. Нередко франчайзинговую модель выбирают люди в качестве старта в собственном бизнесе, начинающие предприниматели, не очень уверенно себя чувствующие в бизнес-терминологии. Если ваша задача - разговор с франчайзи, важно сделать его максимально близким к стандартному глубинному интервью, избежать сложных вопросов, в которых респондент почувствует свою неинформированность. Помните, что франчайзи обладает всей полнотой информации о своем подразделении, но может не знать всей картины по сети.
Проанализируйте, что за рынок вы изучаете? Какие компании попали в сферу вашего исследовательского интереса? кто внутри компании может ответить на Ваши вопросы. и не забудьте, что экспертное интервью строится по правилам классического неформализованного интервью.

Иллюстрация @kandinsky21_bot
ДЛЯ ГЛАВНОЙ БЛОГ НОВОСТИ